Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

райл гилберт

Энциклопедический словарь

Райл Гилберт (Ryle) (1900-1976), английский философ, представитель лингвистической философии. Считал задачей философии анализ обыденного языка. Выдвинул концепцию сознания, близкую к бихевиоризму.

* * *

РАЙЛ Гилберт - РАЙЛ (Ryle) Гилберт (19 августа 1900, Брайтон, графство Суссекс - 6 октября 1976, Уитби, графство Норт-Йоркшир), английский философ, представитель лингвистической философии. Его научные работы послужили главным стимулом развития современной философии сознания. Первым выдвинул концепцию сознания, близкую к бихевиоризму (см. БИХЕВИОРИЗМ).

В 1925 он стал членом совета Крайст-Черч-колледжа Оксфордского университета, а в 1945 стал заслуженным профессором. Во время Второй мировой войны служил в контрразведке. В 1948-1971 был редактором ведущего английского философского журнала «Майнд» («Mind»).

В своих работах Райл опирался на труды Э.Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), М.Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и Л.Витгенштейна (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг). Основная проблема, которую он ставил: «Что делает философский вопрос философским?» По его мнению, философская деятельность состоит в «развязывании интеллектуальных узлов», в частности - «категориальных ошибок» и других концептуальных подмен. Недоразумения, возникающие между различными дисциплинами и областями дискурса, можно разрешить за счет выделения логически различных категорий терминов или понятий. Этой теме посвящены следующие его работы: «Систематически дезориентирующие выражения» (Systematically Misleading Expressions, 1931) и «Категории» (Categories, 1938). К концу 1940-х гг. ученый издал книгу «Понятие сознания» (The Concept of Mind, 1949), в которой проводится критика взглядов Р.Декарта (см. ДЕКАРТ Рене). По мнению Райла, декартовская концепция человека основана на «систематически неверных» употреблениях терминов «ментального ряда» и приводит к догме о «призраке в машине». В противовес Декарту Райл выдвигает тезис о том, что человек - разумное животное, а не бестелесный субъект сознания, эфемерный и обитающий в чуждом теле. Термины «ментального ряда» в действительности обозначают не таинственные призрачные события как бы «за сценой», но происходящие публично поступки, открыто высказываемые суждения и диспозиции, т. е. наклонности и способности определенным образом поступать и говорить.

Другие научные труды Райла: «Дилеммы» (Dilemmas, 1954), «Разумное животное» (A Rational Animal, 1962), «Развитие взглядов Платона» (Plato"s Progress, 1966), «Деятельность мышления» (The Thinking of Thoughts, 1968) и «Собрание работ» (Collected Papers, 1971).

Энциклопедия Кольера

РАЙЛ Гилберт (Ryle, Gilbert) (1900-1976), английский философ, работы которого послужили главным стимулом развития современной философии сознания. Анализ сознания, проведенный Райлом, представляет собой лингвистическое исследование "менталистских" (т.е. относящихся к сознанию) терминов, таких, как "воображение", "желание", "память", "воля", "намерение", "решение" и "вера", и тех допущений или ошибок, которые приводят к их неправильному употреблению. Поскольку Райл связывал неправильное употребление этих терминов с работой конкретных философов и противопоставлял ему "обыденное" и эмпирически "здравое" словоупотребление ("когда человек воображает что-то, все, что он в действительности делает, - это... и т.д."), он был причислен вместе с Д.Остином к представителям лингвистической философии ("философии обыденного языка"). Райл родился в Брайтоне (графство Суссекс) 19 августа 1900. В 1925 он стал членом совета Крайст-Черч-колледжа Оксфордского университета, а в 1945 был удостоен должности заслуженного профессора. Во время Второй мировой войны служил в контрразведке. В 1948-1971 был редактором ведущего английского философского журнала "Майнд" ("Mind"). Умер Райл в Уитби (графство Норт-Йоркшир) 6 октября 1976. В своих рассуждениях Райл опирался на труды Э.Гуссерля, М.Хайдеггера и Л.Витгенштейна. Основная проблема, которую он ставит: "Что делает философский вопрос философским?" Ответ заключался в том, что философская деятельность состоит в развязывании своего рода интеллектуальных узлов, в частности - "категориальных ошибок" и других концептуальных подмен. Недоразумения, возникающие между различными дисциплинами и областями дискурса, можно разрешить за счет выделения логически различных категорий терминов или понятий. Например, слово "армия" отличается по типу от слова "дивизия". Не существует еще одной сущности, "армии", которая бы парила над составляющими армию дивизиями, находясь в некоем метафизическом резерве. Наиболее важные работы Райла на эту тему: Систематически дезориентирующие выражения (Systematically Misleading Expressions, 1931) и Категории (Categories, 1938). К концу 1940-х годов Райл попытался "дать пример работы аналитического топора, разрубив какой-нибудь известный и внушительный гордиев узел". В результате появилась книга Понятие сознания (The Concept of Mind, 1949), в которой проводится критика взглядов Р.Декарта. По мнению Райла, декартовская концепция человека основана на "систематически неверных" употреблениях терминов "ментального ряда" и приводит к догме о "призраке в машине". В противовес Декарту Райл выдвигает тезис о том, что человек - разумное животное, а не бестелесный субъект сознания, эфемерный и обитающий в чуждом теле. Термины "ментального ряда" в действительности обозначают не таинственные призрачные события как бы "за сценой", но происходящие публично поступки, открыто высказываемые суждения и диспозиции, т.е. наклонности и способности определенным образом поступать и говорить. Например, если мы утверждаем, что студент понял сложные дроби, это вовсе не означает, что мы сообщаем о каком-то таинственном и интимном озарении. Мы фиксируем его способность решать соответствующие задачи. При установлении того, действительно ли студент что-то понял, его самонаблюдение ("интроспекция") не является ни необходимым, ни достаточным. Среди других книг Райла - Дилеммы (Dilemmas, 1954); Разумное животное (A Rational Animal, 1962); Развитие взглядов Платона (Plato's Progress, 1966); Деятельность мышления (The Thinking of Thoughts, 1968) и Собрание работ (Collected Papers, 1971).

Полезные сервисы